ОМ — СВЯЩЕННЫЙ СИМВОЛ

В Чхандогья-упанишадах сказано:

Суть всего бытия — земля.
Суть земли — вода.
Суть воды — растения.
Суть растений — человек.
Суть человека — речь.
Суть речи — Ригведа.
Суть Ригведы — Самведа.
Суть Самведы — OM.

 

 

Таким образом, OM — суть сути — пребывает на самом высоком месте. Визуально OM представляется стилизованной пиктограммой.

Более глубокое исследование этого мистического символа показывает, что он составлен из трех слогов, объединенных в один, но состав этот подобен скорее физической смеси, чем химическому соединению. Действительно, на санскрите звук «о» — является объединением «a + u»; следовательно, OM правильнее было бы писать как AUM.

Таким образом, символ AUM состоит из трех кривых (кривые 1, 2 и 3), одного полукруга (кривая 4) и точки.

Большая нижняя кривая 1 символизирует бодрствующее состояние (джаграт), в котором сознание направлено вовне — через ворота чувств. Больший размер показывает, что это самое обычное состояние человеческого сознания.

Верхняя кривая 2 обозначает состояние глубокого сна (сушупти), или несознающего состояния, когда спящий человек не желает ничего и не видит каких-либо снов.

Средняя кривая 3 обозначает состояние между глубоким сном и бодрствованием, и отражает состояние сновидений (свапна), когда сознание индивидуума направлено вовнутрь, и в снах он созерцает свои представления о мире, существующем лишь за веками его закрытых глаз.

Вот три состояния сознания индивидуума. А так как индийская мистическая мысль верит, что вся проявленная действительность возникает из сознания, эти три кривые представляют полный физический феномен.

Точка показывает четвертое состояние сознания, известного на санскрите как «тирья». В таком состоянии сознание не направлено ни за пределы тела, ни внутрь себя, ни в обоих этих направлениях вместе. Достигшее этой точки сознание находится в состоянии отдохновения от всего раздробленного, относительного существования. Это совершенно тихое, мирное и блаженное состояние является окончательной целью всей духовной деятельности. Такое абсолютное состояние как бы освещает все три остальные.

Наконец, полукруг символизирует «майю» и отделяет точку от других трех кривых. Таким образом, иллюзия, майя, отвращает нас от реализации самого высокого состояния блаженства. Полукруг открыт кверху и не касается точки. Это означает, что майя не касается самого высокого состояния. Иллюзия затрагивает лишь проявленный мир. В этом и состоит эффект препятствования ищущему в достижении его окончательной цели — реализации ТОГО, то есть уникального, неочевидного, абсолютного принципа. В таком контексте, форма символа OM представляет и неочевидность и проявленность; и ноумен и феномен.

В качестве священных звуков, произношение трехсложного AUM также открыто для богатого логического анализа.

Первый звук расценивается как основной, вне зависимости от культурных контекстов. Он воспроизводится в задней части открытого рта и, как говорят, включается и будет включаться в каждый иной звук, создаваемый человеческими голосовыми органами. И действительно, буква «А» является первой в санскритском алфавите.

От открытия рта в «А» движемся к закрытию в «М». Между ними — «U», сформированный как открытый, но при этом уже словно бы и прикрываемый губами. И здесь, как и при интерпретации трех кривых, три слога, составляющие «AUM», можно представить в той же самой метафорической дешифровке. Состояние сознания во время сновидений, символизируемое звуком «U», находится между открытым, бодрствующим состоянием «A» и закрытым, состоянием глубокого сна «M». И действительно, сновидения — это вариация сознания бодрствования имеющего при этом форму, аналогичную сонному состоянию бездействия.

 

«AUM», таким образом, охватывает в своих пределах целую гамму, начиная со звука исходящего от задней части рта («A»), проходящего через него («U»), и наконец достигающего губ («M»). Теперь эти звуки могут быть классифицированы в зависимости от области рта, где они были произнесены. Два конца, между которыми колеблются звуки — от задней части рта к губам, — оба охватываются в простом действии произнесения «AUM».

В последней части гаммы «AUM» («M»), известной как ma или makar, губы плотно сближаются. Это походит на блокировку двери к внешнему миру, вместо которого происходит достижение наших внутренних глубин в поисках окончательной Истины.

Но кроме тройной природы, «OM», поскольку он является священным звуком, имеет невидимую четвертую часть, которую нельзя заметить нашими ограниченными органами чувств, так как она не относится к материальным. Это четвертое состояние — непроизносимая, беззвучная тишина, следующая за произнесением «OM». Это успокоение всех разнообразных проявлений, то есть достижение мирного, блаженного и недвойственного состояния сознания, символизируемого точкой в традиционном искусстве изображения «AUM».

Тройная символика OM постижима наиболее «обычными» из нас людьми и осуществима на интуитивном и объективном уровне. Отсюда и широкая популярность, и принятие этого знака. Причем, его символика простирается на полный спектр проявленной вселенной, что делает «ОМ» истинным источником духовности. Некоторые из таких символических эквивалентов приводятся ниже.

  • Цвета:  красный, белый и черный.
  • Сезоны:  весна, лето и зима.
  • Периоды:  утро, полдень и вечер.
  • Состояния:  бодрствующее сознание (jagriti), сновидения (svapna) и глубокий сон (sushupti).
  • Сферы:  земная, небесная и промежуточная.
  • Поэтические размеры:  Gayatri (24 слога), Trishtubh (44 слога), и Jagati (48 слогов).
  • Веда:  Ригведа, Яджурведа и Самаведа.
  • Элементное Божество:  Огонь (Agni), Солнце (Aditya), Ветер (Vayu).
  • Речь:  голос (vak), ум (manas), дыхание (prana).
  • Жреческая функция:  подношение, выполнение ритуала, песнопения.
  • Тенденции:  вращение, связывание и разложение.
  • Качество:  активность (rajas), чистота (sattva) и невежество (tamas).
  • Ритуальный огонь:  домашний, предков и призывания.
  • Богиня:  Amba, Ambika и Ambalika.
  • Боги:  элементов (Vasus), небес (Adityas), космических царств (Rudras).
  • Божество:  Брама, Вишну, Шива.
  • Действие:  создание, сохранение и разрушение.
  • Мощь:  из действия (kriya), знания (jnana) и воли (iccha).
  • Человек:  тело, душа и дух.
  • Время:  прошлое, настоящее и будущее.
  • Стадии существования:  рождение, жизнь и смерть.
  • Стадии Луны:  нарастание, полнолуние и угасание.
  • Божественность:  Отец, Мать и Сын.
  • Алхимия:  сера, ртуть и соль.
  • Буддизм:  Будда, дхарма и сангха (три драгоценности Буддизма).
  • Кабала:  мужчина, женщина и объединенный разум.
  • В японских традициях:  зеркало, меч и драгоценный камень.
  • Божественные признаки:  правда, храбрость и сострадание.

Согласно индийским духовным наукам, Бог сначала создал звук, и от этих звуков уже потом произошел феноменальный мир. Все наше существование состоит из набора основополагающих звуков, которые становятся мантрами — при появлении желания сообщать, проявлять, вызывать или осуществлять. Сама материя, говорят, произошла из звука, а OM является наиболее священным из всех звуков. Это — слог, который предшествовал вселенной и из которого были созданы боги. Это — «корневой» слог (mula-мантра), космическая вибрация, скрепляющая атомы мира и небес. Действительно, Упанишады говорят, что AUM — бог в форме звука. Именно поэтому, OM — первая часть самых важных молитв и в буддизме, и в индуизме, например: «Ом Намох Шивайи» и «Ом Мани Падме Хум».

В дальнейшем развитии мистической концепции AUM, Мандикья-упанишады утверждают:

AUM — лук,
Самость — стрела,
Брахман (Абсолютная действительность) — мишень.

Другой древний текст сравнивает AUM со стрелой, наложенной на лук человеческого тела (дыхания), которая пронзая темноту невежества находит свою мишень — сияющую область Истинного Знания. Подобно тому, как паук поднимается вверх по своей нити и обретает свободу, йоги восходят к освобождению через звук OM.