ОБ «ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ» (лекция)

Развитие человека идет по трем основным направлениям: этическому, интеллектуальному и психоэнергетическому. Причем, этическое является важнейшим. Как говорил Хуан Матус, Бог дает нам по мере нашей безупречности. То есть Он дает нам возможность приближаться к Нему, вкушать все большее и большее наслаждение, счастье общения с Ним и блаженство духовной жизни — по мере того, как мы совершенствуемся этически.

«Безупречность», по Хуану Матусу, это и есть этическая безупречность, то есть правильность (объективная правильность, правильность с точки зрения Бога) поступков в делах, словах и мыслях.

Очень важно также понимать, что продвижение по каждому из трех указанных направлений развития способствует освоению двух остальных. Так, и совершенная Сила должна быть любящей и проявляться мудро, и Любовь должна быть мудрой и сильной, и мудрость может быть Мудростью, только если она зиждется на прочном фундаменте Любви, а также на знаниях и опыте, постигаемых в том числе на психоэнергетической линии духовного совершенствования.

Основой всего является этика. Она — стержень духовного развития. Именно вокруг этого стержня формируется, растет, «прилепляясь» к нему, все остальное, что образует суть духовно развивающегося человека: знания, навыки, психоэнергетические способности и прочие качества. При этом успех зависит от того, насколько прочен и высок этот стержень. Именно стержнем этического продвижения мы и развиваемся, движемся к Богу. А Бог дает нам возможность приближаться к Нему только по мере того, как мы совершенствуемся этически.

Основой этики является Любовь. Любовь — в аспектах, прежде всего, сострадания, также как способность прощать, как терпимость, как нежность, готовность жертвовать собой и т.д. Любовь — многоаспектна, об этом надо помнить, развивая в себе все аспекты Любви. Есть любовь «от ума»; это — очень хорошо, это есть предпосылка к овладению второй ступенью Любви — любовью эмоциональной, любовью «от сердца».

«Сердечную» любовь можно развивать двумя способами. Первый можно назвать экзотерическим, т.е. естественным. Например — через материнство, воспитание детей, сексуальные взаимоотношения, через любовь к природе и т.д. Для успеха здесь важно, чтобы человек научился все это делать не ради себя, а ради других, т.е. не эгоистически, а альтруистически. Если исходная любовь «от ума» у человека была направлена именно таким образом, то у него есть шансы не зарываться все глубже в пучину страдания от растущего груза неудовлетворенных желаний, а двигаться по жизни в состоянии все возрастающего счастья, являющегося естественным следствием духовного роста. В этом случае указанные экзотерические возможности развития создают условия для естественного роста «органа» эмоциональной любви — чакры анахаты или «духовного сердца» (а в китайских терминах — среднего дань-тяна).

Есть орган — и есть его функция. Можно развивать эту систему «орган — функция» через функционирование, или же с другой стороны, — через непосредственное развитие самого органа. Простейший пример — наши мышцы. Можно иметь сильное физическое тело благодаря физическому труду. В этом случае мы через функцию — развиваем органы (мышцы), в % результате вся система становится все более работоспособной.

Но можно поступить и иначе: можно заняться спортом и «накачивать» мышцы, например, поднимая гири, — тупое вроде бы занятие, не несущее никакой «хозяйственной» пользы. Но от этого мышцы становятся сильными. И потом они могут уже использоваться в своем более высоком новом качестве, принося пользу другим людям. Это — пример, объясняющий смысл и суть эзотерического, т.е., в данном контексте, «искусственного», «неестественного» подхода к развитию системы «орган — функция». Именно так поступают эзотерические школы в вопросах духовного развития человека, применяя «искусственные» приемы развития психических «органов».

И на первом месте среди таких структур в духовной эзотерической практике должен стоять «орган» эмоциональной любви — чакра анахата. Упражнения для развития «духовного сердца» и его функции являются основополагающими на пути религии, на пути к Богу, на пути к собственному счастью. Этот принцип был полностью соблюден в одном из древних направлений византийско-славянского православия, которое получило название «исихазм».

Слово «исихазм» происходит от греческого «исихия» — «внутренняя тишина». Никакая духовная работа на высоких уровнях не возможна без обретения исихии. Только тогда, когда мы перестали кипеть внутри от разных переживаний, когда освободились от внутренних диалогов и монологов, когда научились не «стрелять» непрерывно «щупальцами» своих органов чувств — индриями — на объекты материального плана, когда мы научились жить без постоянно включенного радио или телевизора, без непрестанной болтовни с другими людьми «о чем угодно», лишь ради самого процесса разговора, — только тогда для нас может стать доступной настоящая религиозная практика. Для того, чтобы реально направить свой взгляд — взгляд своего сознания — в сторону Бога, чтобы устремиться к слиянию с Ним, мы должны обрести вначале внутренний покой.

Для этого существуют разные приемы. В нашем «арсенале», например, есть и хатха-йога, и китайская динамическая гимнастика (тай-цзи-чжуань и другие сходные системы), и приемы раджа-йоги. К последним относится и работа с чакрой анахатой.

Один из таких приемов разработали исихасты. Он называется «Иисусова молитва».

Посмотрим, кем был Иисус для ранних христиан? Это был их Спаситель. В каком смысле «Спаситель», как это нужно понимать? Не только в том дело, что имя Иисус переводится как «Спаситель». Иисусов у евреев было много, а вот как Спаситель вошел в историю Один. В том смысле Иисус Христос — Спаситель, что Он дал спасительное Учение. Он дал этическое Учение, следуя которому люди могут избавиться от страданий сейчас и после смерти тела, могут приблизиться к Совершенству, к счастью познания Бога-Отца. Иисус дал Учение — принципиально новое для того региона Земли — Учение о спасительности Любви, о том, что именно Любовь спасает нас от страдания.

Имя Иисуса Христа свято — было, есть и будет. Оно для всех развитых людей связано с понятием Любви. Иисус не только проповедовал Любовь и творил ее и в обычной ласке, и в чудесах, но Он в течение трех лет активно шел к Своей Крестной Смерти, зная заведомо, что именно такая судьба уготована Ему, если Он станет делать избранное Им дело на Земле. Он Сам принес Себя в Жертву за тех, кого Он любил — за людей, за нас.

Образ и имя Иисуса вызывали у Его последователей искреннюю признательность, сострадание, восхищение. Они отождествлялись с самим понятием Любви. И появился прием введения имени Иисуса в свою анахату, использования его как мантры.

Есть такой акафист в православии, он называется «Иисусу Сладчайшему». «Сладчайший» — в старом, славянском значении — как «наилюбимейший». Попробуем обратиться к Иисусу:

«Иисус — Сладчайший! Иисус — Наилюбимейший! Приди ко мне! Я люблю Тебя! Помоги мне, Господи, познать Тебя, познать Твою Любовь! Помоги мне, Господи Иисусе Христе! Помоги мне стать лучше! Помоги научиться Твоей Любви!».

Исихасты повторяли обращение к Иисусу сначала «умом», причем, очень подолгу, занимая этим целые дни. (Этот прием в индуизме называется «джапа». Он, в частности, предотвращает отвлечение на собственные «земные» переживания, способствует прекращению блуждания индрий). Если эта практика велась с должным эмоциональным настроем и с верной духовной направленностью, то через какое-то время (иногда через годы) молитва, как говорили исихасты, «опускалась в сердце» — центр концентрации сознания на накале эмоций любви к Иисусу перемещался в анахату.

С этого момента для такого человека преображался весь мир. Он становился видимым как бы в «розовом свете» — уже не враждебный страшный мир, против которого надо сражаться или которого нужно бояться, а мир гармонии и любви. Сам такой человек становится истинным светильником Любви, создавая вокруг себя соответствующее эмоционально-биоэнергетическое поле. Отношение к нему других существ меняется: на любовь они скорее отвечают своей любовью. Это — факты, множество раз наблюдавшиеся нами: меняются отношения в семье, на работе, дети льнут к таким людям, взрослые стремятся побыть рядом только потому, что это им приятно, а не ради какого-нибудь дела… Такой человек становится источником благоприятного биоэнергетического поля — и отношение к нему меняется вне зависимости от того, понимают ли другие люди что-нибудь в биоэнергетике и в религии. На любовь почти все люди (кроме определенной категории) реагируют тоже любовью.

Студентки, занимавшиеся у меня, например, спрашивали: как это можно использовать на экзаменах? Я отвечал: а вы из анахаты на преподавателя смотрите во время экзамена. И они потом со смехом вспоминали, как преподаватель сам им все рассказал по билету и поставил «отлично»… А почему? Ведь надо понять и преподавателя! Думаете ему просто принимать экзамен, когда к нему в своих стрессах идут один за одним студенты, и каждый добавляет ему очередную порцию своей тревоги, переутомления и других отрицательных эмоций?! Он изнемогает в этом стрессовом поле — и вдруг к нему приходит человек, с которым ему… хорошо! Ну можно ли его обидеть, поставив что-нибудь ниже «отлично»?..

Есть разные методы работы с анахатой. Когда, мы только начинали свою деятельность в условиях господства идеологии КПСС, когда нельзя было говорить о Боге, — тогда мы применяли другие приемы работы с анахатой, они описаны в изданных нами ранее книгах. Эффект был прекрасным: люди преображались, сами начинали искать религиозную литературу, массово, целыми группами принимали христианское крещение и т.д.

Анахаты «раскрывались» и у упорных атеистов, но эффект, понятно, у них не мог быть прочным. Например, у меня был знакомый психолог, который считал себя «борцом» с пороками других людей. Он «крушил» их пороки своей яростной насильственностью; когда он уходил, люди только и мечтали больше никогда его не видеть. А он считал, что это и есть работа настоящего психолога… Я попробовал научить его работать с анахатой. Он испытал — и был так поражен тем, что почувствовал вдруг любовь к людям, которых он раньше только ненавидел и презирал, что даже разбудил меня среди ночи, приехал, рассказал. Это — ошеломило его.

Но что стало потом? Он поиграл в этот удивительный метод, как в психологическую игру, — а, затем снова стал таким, как прежде: ведь мировоззрение, устремленность у него не изменились. Сначала должно прийти интеллектуальное решение: я хочу стать лучше, я знаю, что для этого я сам должен научиться любви. Только тогда реальную помощь могут оказать приемы эзотерической психологии. Только тогда эти упражнения «вписываются», как ступеньки, в большую лестницу духовного восхождения.

А теперь давайте все вместе попробуем пригласить Иисуса в свои «духовные сердца». Сядем с прямой спиной. Ощутим кожу спины чуть ниже лопаток… Почувствовали свою голову позади лопаток… Посмотрели из нее внутрь грудной клетки… Ощутили голову в анахате, ощутили себя в ней… Зажжем там огонь Любви: пусть загорится золотым огнем призыв: «Иисусе! Иисусе! Иисусе! Господи! Иисусе Христе, Сыне Божий! Помилуй мя грешного (грешную)!» («Помилуй» — значит не «избавь от смертной казни», а «прояви Твою Любовь, дай ее почувствовать»; «милость» значит «любовь»). «Господи! Иисусе Христе, Сыне Божий! Помилуй мя! Иисусе! Иисусе! Иисусе!..». Повторяем про себя или вслух, чтобы разгорелся огонь, чтобы почувствовать присутствие Иисуса в сердце, присутствие Его сладкой Любви… Выглядываем на окружающий мир из анахаты глазами Иисуса, полными Любви… «Иисусе! Иисусе!…».