ЗОЛОТОЙ ХРАМ

Гуру сикхов в своих медитациях достигали самых высоких планов мироздания. Так и Четвертый Гуру — Рам Дас (1574-1581) — посещал небесную обитель называемую «Пар-Брахманд» и имеющую форму восьмилепесткового лотоса. Там разливается неописуемое лучезарное сияние и слышна великая Музыка Творения, Музыка Звучащего Огня. В месте, называемом «Дасам-Двар», у слияния трех великих световых рек — Любви, Света и Силы, раскинулось величественное озеро Бессмертия, озеро Божественного Нектара (Амриты) — Амритсар. Впервые увидев это озеро, Гуру Рам Дас, чье имя означает «Слуга Бога», был заворожен раскинувшейся перед ним панорамой сказочной красоты, внушающей благоговение. Он знал, что череда смертей и рождений — реинкарнаций — прекращается после крещения в световых водах этого озера. Поэтому люди, поднимающиеся по стезе духовности, стремятся еще при жизни в физическом мире совершить паломничество души к его берегам и получить Освобождение.

Воскликнув: «Славлю и благодарю тебя, мой Мастер, без помощи которого я не смог бы достичь Пар-Брахманда», Рам Дас окунулся в Амритсар. И хрустально чистая вода смыла остатки его эго и последние следы греха. Но было в Дасам-Дваре и еще нечто, пленившее сердце Рам Даса. Посреди озера возвышался фантастический храм. Он мерцал, горел, трепетал белым и золотым огнем.

Вернувшись на Землю, вне себя от счастья, Гуру Рам Дас решил построить копию храма, поразившего его воображение. А для этого он пригласил лучшего архитектора Индии, который, правда, был не сикхом, а мусульманином, — но ведь Бог един, — и попытался описать ему небесный храм. Но зодчий отказался от предложения, сказав, что не может построить то, чего не представляет. И тогда Гуру Рам Дас поднял мусульманина в Пар-Брахманд. И тот тоже был настолько очарован божественным зрелищем, что неоднократно просил Рам Даса снова препроводить его к Амритсару, ссылаясь на то, что забыл, как выглядит та или иная деталь дворца. Строительство продолжалось более десяти лет, и закончил его младший сын Рам Даса — Пятый Гуру сикхов, Арджан Дэв. Он же подготовил свод Священных Писаний — 50 тысяч строк.

Здесь хочется отметить следующее… Вряд ли затея Рам Даса завершилась бы столь успешно, если бы не благосклонность могольского императора того времени Джалал уд-Дина Магомета Акбара, который отвел Рам Дасу землю под постройку храма. Акбар (1542-1605) был человеком очень просвещенным и обладал весьма либеральными взглядами относительно различных религий. Изучив все доступные ему верования и учения, он нашел в каждом из них положительное зерно и даже вознамерился создать единую религию — Дин-Иллахи, век которой, к сожалению, оказался коротким.

Как и первозданный храм, земное его воплощение располагается в центре выложенного мрамором озера. А вокруг раскинулся город, нареченный «Амритсаром» (округ Джаллундара штата Пенджаб в северо-западной Индии).

Золотой храм уже четыре века является главным местом паломничества сикхов. Вот каким он предстал перед Кирой Скрябиной-Редиин, художницей и писательницей русского происхождения, живущей в Америке и ставшей ученицей Сант Кирпал Сингха, который являлся продолжателем линии Мастеров, начатой Гуру Нанаком…

Гладкое озеро под синим небом. А в центре его, в окружении вод, бело-золотой лотос храма. Мраморные стены первого этажа переходят в позолоченные второго. Их сплошь покрывает инкрустация, резьба, мозаика, барельефы и ажурная лепнина. Вокруг храма, по-над водой, тянется узкая галерея с изящной балюстрадой. Золотые маковки, большие и маленькие, светятся на солнце, отражаясь в зеркале вод. Выложенный мраморными плитками тротуар, ведущий вокруг озера, кажется, тоже плывет в его неподвижном просторе. По длинному узенькому мостику можно подняться с берега к храму, пройдя под широкой, величественной аркой. В ее украшенных инкрустацией нишах проступают выпуклые буквы. Это выдержки из Священных Писаний сикхов.

В алькове перед огромной открытой книгой — «Ади Грант Сахиб» («Изначальная Книга») — сидит благородный патриарх и поет вполголоса священные гимны. Примечательно, что в «Ади Грант» собраны изречения и молитвы Святых не только сикхов, но и мусульман, индуистов, суфиев… Истина одна, все, кто постиг ее, говорят одно и то же, и все Святые воспевают великий Наам — мистическую Музыку Сфер.

Поднявшись по узкой лестнице на второй этаж, можно услышать, как второй патриарх поет священные слова Истины, открыв книгу несколько меньших размеров. То же повторяется и на третьем, четвертом и пятом башенных этажах Золотого храма. Пение молитв и гимнов из всех пяти книг «Ади Грант» не прекращается ни на минуту — год за годом. Только патди, певцы-патриархи, сменяют друг друга…

Мое «Я», прекрати быть
Тщеславным и гордым,
Стань смиренным, как всякая пыль,
Ведь таков лишь к спасению путь…
Того, кто отделен от Бога был веками,
О Мастер мой, Ему Ты возврати!
Привязанностей всяких сеть
Запутала и разум мой, и тело.
Тебя молю — освободи!
И эту пустоту — наполни Светом,
Божественной мелодией небес…